Чему обучают ребёнка в детском саду
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования Государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №405 комбинированного вида городского округа Донецк» Донецкой Народной Республики (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования
(далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития, и ориентированные на потребность детей и их родителей:
- ФГОС ДО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028)
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24. 11. 2022г. №1022).
Вариативные и адаптированные программы, рекомендуемыми Министерством образования и науки РФ и ДНР:
- «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет» - программа и
методические рекомендации. / сост. Савченко М.В., Сипачева Е.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф.; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018/; - «Интеграция экономического воспитания через систему разных видов деятельности» для детей старшего дошкольного возраста» - программа по экономическому воспитанию /составители: Михайличенко Т.П. Кладиева Э.А. Гармаш И.П. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017/;
- «Мир детства» - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (утверждена приказом МОН ДНР от 15.08.2019г. №1138)/ сост. Кобзарь О.В., Носкова Л.М., Извекова Т.И., Безух Л.А., Завгородняя В.Н., Горб Г.Н. – ГОУ ДПО «ДРИДПО». - Донецк: Истоки, 2019/;
- «С чистым Сердцем» парциальная Программа духовно - нравственного воспитания детей 5–7 лет /составители: Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»). ISBN 978-5-533-00970-6;
- Основная адаптированная образовательная программа ГКДОУ «Детский сад №405 г.о. Донецк».
Обязательная часть Программы составляет 60% от общего объема ФОП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных, региональных условий, с учетом сложившиеся в ГКДОУ традиций. Выбор форм организации работы с детьми, соответствует потребностям и интересам детей, возможностям педагогического коллектива ГКДОУ в целом.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
- рабочая программа воспитания;
- режим и распорядок дня для всех возрастных групп ГКДОУ;
- календарный план воспитательной работы.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.тельной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
«Основная адаптированная образовательная программа (далее ОАОП) ГКДОУ «Детский сад №405 г.о. Донецк» ДНР для детей с тяжелым недоразвитием речи с 4 до 7 лет и задержкой психического развития с 4 до 7 лет (ОАОП) разработана на основе Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП ДО).
Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой, государственным стандартом. В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой, предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников. В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития ( с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В приложении к Программе представлены списки специальной и методической литературы. Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, ЗПР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной направленности ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и задержкой психического развития ЗПР с учетом особенностей психофизического развития детей данных категорий.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников.
Программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.
Опыт работы МБДОУ "Ясли - сад № 405 г. Донецка"
Программа определяет особенности формирования первичного экономического опыта дошкольников и предлагает систему ознакомления детей с экономической культурой через цикл интегрированных занятий, разнообразных дидактических, ситуативных, сюжетно – ролевых игр и творческих заданий. Программа имеет рационализаторский характер. Её новизна содержится в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием, что обеспечивает максимальную активность детей в процессе познания, формирует у них реальное экономическое мышление, способствует созданию условий для успешной адаптации к современному мир.